Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гердер иоганн готфрид

Энциклопедический словарь

Ге́рдер Иоганн Готфрид (Herder) (1744-1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764-1769 пастор в Риге, с 1776 - в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И. В. Гёте. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат «О происхождении языка» (1772), сочинения по философии истории («Идеи к философии истории человечества», т. 1-4, 1784-91). Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.

* * *

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид - ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764-1769 пастор в Риге, с 1776 - в Веймаре, теоретик «Бури и натиска» (см. БУРЯ И НАТИСК), друг И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) . Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.

* * *

ГЕ́РДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 августа 1744, Морунген - 18 декабря 1803, Веймар), немецкий философ, ведущий деятель позднего Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры.

Жизнь и сочинения

Гердер учился в Кенигсберском университете (слушал лекции Канта (см. КАНТ Иммануил), дружил с Гаманом (см. ГАМАН Иоганн Георг)). В своем интеллектуальном становлении испытал влияние Д. Бруно (см. БРУНО Джордано), Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт), Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм). В 1764-1769 преподавал в церковной школе Риги, где выходят его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 предпринимает путешествие в Париж, где знакомится с Дидро (см. ДИДРО Дени) и Д"Аламбером (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Возвращаясь в Германию, Гердер провел две недели в Гамбурге в обществе Лессинга (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), оказавшего на него огромное влияние. В 1770 жил несколько месяцев в Страсбурге, где знакомится с Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) и создает трактат «О происхождении языка» (изд. 1772). В 1771-1776 Гердер - советник консистории в Бюкебурге. В этот период он становится деятельным участником движения «Буря и натиск (см. БУРЯ И НАТИСК)». В 1776 переезжает в Веймар, где становится генералсуперинтендантом протестанской общины. Вместе с Гете возглавляет веймарское содружество ученых и писателей. В этот период Гердер интенсивно занимается естественными и историческими науками, создает свой шедевр - «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784-1791).

Ранний период

В нач. 1770-х годов Гердер разрабатывает проблемы эстетики и языкознания. Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоит у истоков фольклористики. Работа о происхождении языка дает одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории. Гердер отрицает генетическую субординацию языка и мышления, полагая, что они развиваются во взаимообусловленном единстве. Он не только отвергает богоданность языка, но и, полемизируя с Кондильяком (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де) и Руссо (см. РУССО Жан Жак), утверждает его собственно человеческую специфику, находимую в мысли, практике и общественности. Во 2-й пол. 1780-х годов вовлекается в «спор о пантеизме» и публикует трактат «Бог» (1787), в котором выказывает себя радикальным сторонником спинозизма.

«Идеи к философии истории человечества»

В «Идеях к философии истории человечества» Гердер реализует свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандизном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора - процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем - к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых - стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо (см. РУССО Жан Жак), Гердер возвращается в «Идеях…» к историческому оптимизму Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.

Судьба учения Гердера

Поздний Гердер разрабатывает своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793-1797), где, в частности, выдвигает свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм. В работах «Метакритика чистого разума» (1799) и «Каллигона» (1800) Гердер вступает в ожесточенную, но довольно поверхностную полемику с Кантом (см. КАНТ Иммануил). «Каллигона» содержит одну из первых формулировок позитивистской эстетики.

В рамках зрелого немецкого Просвещения учение Гердера оказалось в изоляции. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософии Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом. Идеи Гердера вступили в конфликт с кантовской версией природы человека и смысла истории. Мысль Гердера о счастье индивидуума оказалась несовместимой с представлением Канта о благоденствии общества в государстве. Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера.

Вместе с тем мировоззрение Гердера стало арсеналом тем, идей и творческих импульсов для самых разных направлений немецкой мысли: для романтической эстетики и натурфилософии, гумбольдтианского языкознания, диалектической историософии Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), антропологии Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), герменевтики Дильтея (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ), либеральной протестантской теологии.

Энциклопедия Кольера

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (Herder, Johann Gottfried)

(1744-1803), немецкий писатель и мыслитель. Родился 25 августа 1744 в Морунгене (Восточная Пруссия). Сын школьного учителя. В 1762 был зачислен на теологический факультет Кенигсбергского университета. С 1764 учитель в церковной школе в Риге, в 1767 стал помощником настоятеля двух важнейших рижских приходов. В мае 1769 отправился в путешествие и к ноябрю добрался до Парижа. В июне 1770 в качестве спутника и наставника наследного принца Гольштейн-Эйтенского направился вместе со своим подопечным в Гамбург, где познакомился с Лессингом. В Дармштадте встретил Каролину Флаксланд, ставшую его женой. В Страсбурге подвергся неудачной операции глаза и близко сошелся с И.В.Гете, тогда еще студентом, на становление которого как поэта Гердер оказал решающее влияние. В 1771-1776 он главный пастор и член консистории в Бюкебурге; благодаря посредничеству Гете в 1776 приглашен в Веймар, где стал придворным проповедником и членом консистории. Здесь, не считая путешествия в Италию в 1788-1789, он провел остаток жизни. В 1801 возглавил консисторию и получил патент на дворянство от курфюрста Баварского. Умер Гердер 18 декабря 1803. Первые свои сочинения из числа важнейших, Наброски о новейшей немецкой литературе (Fragmente ber die neuere deutsche Literatur, 1767-1768) и Критические леса (Kritische Wlder, 1769), Гердер воздвиг на основаниях, заложенных его великим предтечей Лессингом. Наброски возникли в дополнение к Литературным письмам Лессинга, а Леса начинаются с критики его Лаокоона. В статьях Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов и Шекспир в сборнике О немецком характере и искусстве (Von deutscher Art und Kunst, 1773; издан совм. с Гете), программном документе движения "Бури и натиска", Гердер пытается доказать, что вся литература в конечном счете восходит к народным песням. Широкую известность снискал его сборник народного поэтического творчества Народные песни (Volkslieder, 1778-1779), позднее переименованный в Голоса народов в песнях (Stimmen der Vlker in Lidern), составленный из прекрасно переведенных им песен разных народов и оригинальных стихотворений самого Гердера, Гете и М.Клаудиуса. Величайший труд Гердера, Идеи к философии истории человечества (Ideen zur Geshichte der Menschheit, тт. 1-4., 1784-1791), остался незавершенным. Замысел его в широком смысле состоял в обнаружении тесной взаимосвязи между природой и культурным развитием рода человеческого. Для Гердера история - сцена деяний Божьих, исполнение замысла Божия и откровение Бога в природе. Единственная цель человеческого бытия - прогресс человечества и человечности.

ЛИТЕРАТУРА

Гердер И.Г. Избранные сочинения. М. - Л., 1959 Гулыга А.В. Гердер (1744-1803). М., 1963 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977

Полезные сервисы